К вопросам

17.(16)Основные приемы и правила типографики международного швейцарского стиля

Международный швейцарский стиль, swiss international style – основа функционализма коммуникативного дизайна. Суть функционализма не украшать, а обеспечивать коммуникацию в наиболее легкой для зрителя форме. Приверженцами функционализма явились Ян Чихольд, Карл Герстнер. Журнал Werk. Зигфрид Одерматт. Журнал Neue Grafik. Ричард Лозе, Йозеф Мюллер-Брокман, Ханс Нейбург и Карло Виварелли, Армин Хофман, Гербер Маттер. Эмиль Рудер и его «Типографика». Swiss style – это решение функциональных задач путем рационального использования типовых полиграфических элементов, для чего характерно:

объективность и практичность – ясные образы, лаконичность и точность, ассиметричная композиция, свободное пространство;

модульная сетка как основа верстки, проектирования книги, газеты или плаката; модуль «представляет собой средство, с помощью которого тексты разного объема и изображения разной формы и размера приведены к формальному единству» (Эмиль Рудер);

использование пропорций золотого сечения и последовательности Фибоначчи для форматирования и модульной сетки. Впоследствии золотая пропорция √2 принимается как стандарт DIN.

баланс visual & copy; «визуальная книга» в противовес чисто «читательской»;

функциональный шрифт (гротеск) — удобочитаемость, различимость, заметность. Классические гарнитуры Univers, Helvetica, Times, Univers, Franklin, Claredon.

 

Основными шрифтами становятся Helvetica Макса Мидингера и Univers Адриана Фрутигера. Если Helvetica является наиболее распространенным гротеском в акциденции и наборе, то в Univers наиболее концептуально воплощает функциональные идеалы швейцарского стиля.

Плакат Йозефа Мюллера-Брокмана «Бетховен» является примером классического швейцарского стиля в графическом дизайне. Большинство работ Мюллер-Брокмана основано на модульных сетках, что позволяет дизайнеру строго структурировать содержание сообщаемой информации. Модульные сетки остаются превосходным инстру­ментом для организации всех элементов проекта. Дизайнер постоянно стремится к упрощению. Работа с «простотой» означает использование ограниченной цветовой гаммы, меньшего разнообразия в объектах и компози­ционных построениях. Составление схем плакатов является основой проектирования. Предварительные геометрические построения дают хороший результат — ряд схем становится самостоятельными плакатами. Расставшись с иллюстративностью своих работ, Мюллер-Брокман использовал ясную типографику и лаконизм геометрических фигур. В процессе поиска универсального графического решения на основе сетки, очищенной от излишней иллюстративности и субъективных чувств, он создает уникальный лаконичный геометрический дизайн. Йозеф Мюллер-Брокман считает своим достижением создание простоты восприя­тия информации об идее, событии или изделии. Любые визуальные сообщения передаются зрителю насколь­ко возможно доступным языком.

Когда Мюллер-Брокмана называют пионером швейцарского стиля, то имеют в виду плакаты, выполненные для классических концертов музыки или художественных выставок. Его Musica viva и ряд других плакатов, особенно плакат Beethoven, созданные на языке конструктивизма, имели четкие параллели между визуальным ритмом и структурной соразмерностью музыки. В этом сказывалось влияние Родченко и Лисицкого. Формат плаката Beethoven – золотое сечение (√2), где центр окружности расположен на основании квадрата, вписанного в круг. Ширина дуг представляет собой арифметическую прогрессию — 1, 2, 4, 8, 16, 32. Формальная органи­зация поверхности посредством сетки, знание правил, которые управляют четкостью и удобочитаемостью текста, таких как длина строки, интерлиньяж, размер пробелов и межбуквенных интервалов, использование локального цвета — все это позволяет решать задачи в рациональной и экономичной манере. Дизайнер писал: «Пропорции формальных элементов и их промежуточных пространств почти всегда связаны с точными последовательно применяемыми числовыми прогрессиями». В плакате Beethoven геометрические ритмы имеют непосредственное отношение к математическим системам и конструкциям, представленным в музыке. Резкий контраст пропорций дуг концентрических окружностей отражает драматическую музыку Бетховена.