Калифорнийская новая волна – стиль в графическом дизайне постмодернизма, появившийся в конце 1990-х. Дизайнеры новой волны черпали вдохновение в живописи, фотографии, кино и рекламы, а также использовали элементы, характерные для швейцарской школы и «священную решетку» модерна.
Дизайнеры использовали в работе компьютеры и программное обеспечение Apple Mac, создавая полные энергии и не до конца понятные изображения, напоминающие коллаж, — они выглядели новаторски и свежо. Ключевыми фигурами этого направления были Эйприл Грейман и Ян ванн Торн. С началом выпуска журнала «Emigre» в 1982 г. стиль дизайна калифорнийская волна в графике приобрел последователей и почитателей по всему миру. Вольфганг Вайнгарт, преподаватель Школы прикладного искусства, провозгласил: с новыми технологиями для типографики наступила эпоха игры без правил. Думаете, речь шла о технологических возможностях компьютера? Нет, всего лишь фотонабора.
Эйприл Грейман получила репутацию новатора в области дизайна и медиа благодаря проектам для Cerritos Centre, Walker Art Centre и Sci-Arc, замечательным экспериментам по слиянию текста и изображения. Эйприл работает в широком диапазоне: от дизайна интерьеров и выставочных павильонов до графики на текстиле. Работы Эйприл Грейман были представлены на выставках и фестивалях в Америке, Европе и Азии. Она преподает в школах Sci-Arc, и Art Center. Эприл Грайман уже называли ни больше, ни меньше «королевой новой волны». Так графики-дизайнеры оценивали ее богатые, колоритные работы, выполненные в свободных, меняющихся формах и манере. «Гибридная образность» публикаций, афиш, рекламы и других средств массовой информации стала ее «коллажным» подходом. Грайман комбинирует образы, используя видеозаписи, компьютерные данные, фотографии и печать. В основе такого подхода, утверждает Грайман, лежит понимание того, что существуют различные слои информации. «Поверхностный слой вы схватываете инстинктивно, это каким-то образом вызывает эмоциональную реакцию, но я люблю слои, которые увлекают вглубь и заставляют задумываться» Вольфганг Вайнгарт. Ключевой фигурой нового базельского стиля стал дизайнер-самоучка, типограф Вольфганг Вайнгарт. Он начал на практике изменять правила и переоценивать весь потенциал функциональной типографики порядка. Используя технологию металлического набора и ручной станок, Вайнгарт исследовал основные типографические соотношения и размеры диапазона удобочитаемости. Он был очарован эффектами, создаваемыми его экспериментами с различными межбуквенными расстояниями и интерлиньяжем. Он растягивал слова и строки до тех пор, пока текст не приближался к пределу разборчивости. Цель Вайнгарта состояла в том, чтобы вырваться на свободу из жесткой и скучной ортодоксальности. Он чувствовал, что рабская приверженность швейцарскому стилю вела типографику в глубокий застой. Поиски Вайнгарта восстановить экспрессию породили типографику «новой волны», фактически антистиль, который стал целым направлением графического дизайна.Скоро его опыт типографа был востребован. Вайнгарт просил своих учеников искать новые принципы типографики, которые не полагались бы ни на какой систематический подход, но соответствовали бы предложенным процессам полиграфического производства. Он хотел видеть типографический дизайн только частью диапазона инструментов графического дизайнера. Его студенты изучали и другие области искусств, такие как фотография, рисунок, теория цвета, реклама и упаковка. Вайнгарт признал, что экспериментирование, которому он стремился способствовать, и которое является очевидным в его собственной работе, было вдохновлено невостребованным потенциалом металлического набора. Это вело к некоторым стилизованным особенностям — отдельным блокам заливок, подаче текста вывороткой, вариациям с межбуквенным интервалом и интерлиньяжем, подчеркиванию. Это лишь некоторые «хиты», связанные с типографикой «новой волны». В 1972 и 1973 Вайнгарт разработал серию из 14 связанных между собой обложек для журнала «Typografische Monatsblаtter»,. Деформация сетки и ее полностью измененные элементы, блочные заливки и, трудно подающееся какой-либо закономерности, расположение текста — эти принципы стали ответом Вайнгарта на торжество швейцарского стиля. Работа Вайнгарта была непосредственной, обладающей интуицией, глубоко продуманной и поданной с чувством, и это оказало существенное влияние на весь графический дизайн конца ХХ века.
В итоге дизайнеры «новой волны» сломали застой в графическом дизайне, открыли путь для развития и более широкого разнообразия эстетических подходов. Соединяя эмоции и типографический порядок, они добились нового прочтения правил швейцарской типографики, сознательно игнорируемых ими же в течение более десятилетия господствующих тенденций «новой волны». Для того чтобы нарушать — надо знать.