К вопросам

10.Функционализм в графическом дизайне – сетка, основные форматы и пропорции. Типографика Макса Билла, Ласло Мохой-Надя.

Графический дизайн – проектирование в сфере визуальных коммуникаций и создание языка сообщения. Первоначально он понимается как монтаж текста с изображением на плоскости. Графический дизайн всегда функционален. Назначение дизайна – реклама, информация, идентификация продукции. В отличие от фотографии графический дизайн как минимум предполагает монтаж и конструирование языка сообщения, т.е. фотографику. В противоположность искусству, где художник выражает идейно-эмоциональный смысл для публики, которую произведение должно восхищать, трогать или потрясать, графический дизайн предназначает информацию о товарах, услугах или заказчиках для конкретной социальной группы потребителей. Сущность дизайна – проект как функциональная форма производства значений, цель которой – практическое влияние на потребителя, побуждение потребителя к действию, ориентации или осмыслению информации.

Сетка. Для подавляющего большинства дизайнеров модульная сетка является основополагающим элементом при работе с многостраничными изданиями. Рациональное расположение композиционных элементов является наиболее важной частью коммуникационного процесса и позволяет совместить быстрое получение необходимой информации и инновационный дизайн. Последние 50 лет вопрос изменения существующих правил дизайна книг, журналов и других изданий является одним из наиболее спорных и интересных. Если правила нарушены красиво, то нарушения часто становятся инновациями. «Создавая и ломая сетку» – для того чтобы с пользой для дела нарушать правила дизайна сетки, необходимо сначала научиться их понимать, а затем рассматривать в применении к реальным проектам.

Форматы Среди всего богатства выбора нет того идеального формата который бы удовлетворял всем возможным требованиям. Тем не менее зная дальнейшую судьбу файла – полиграфия, интернет или просто печать на струйном принтере, можно правильно подготовить его и если не гарантировать, то по крайней мере сохранить надежду на успех.

Всю графическую информацию можно разделить на две основные группы: векторную и растровую. Отдельную нишу в векторной графике занимают шрифты.

Растровая графика представляет собой двумерную матрицу (bitmap) состоящую из элементарных частиц – пикселей. Основными параметрами являются размер и разрешение. Второй основной параметр – разрешение – характеризует соотношение количества пикселей на один квадратный дюйм (ppi – pixels per inch или dpi – dot per inch). Для газетной печати растровая графика должна быть в пределах 120-150 dpi, для высококачественной печати с фотовыводом – 250-300 dpi. Большие значения разрешения как правило являются избыточными и несут скорее вред чем пользу, замедляя вывод. Экранное разрешение принято считать 72 dpi (в полиграфии используется только для предварительного просмотра).

BMP, GIF, JPEG, TIFF, TIF, EPS, ID (InDesign), PDF.

Шрифты Шрифт, конечно, везде вокруг нас. В графическом дизайне, цель – не только разместить некоторый текст на странице, но скорее, чтобы понимать и пользоваться этим фактически для коммуникации. Выбор шрифтов (шрифта), размера, выравнивания, цвета, и интервальная протяжка бумаги – все вступают в игру. Шрифт может быть взят далее – при использовании его, чтобы создать формы и изображения.

Типографика Макса Билла, Ласло Мохой-Надя.

Макс Билл (1908) – крупнейший швейцарский художник, дизайнер, архитектор, теоретик искусства, педагог. Один из лидеров европейского абстрактного искусства. Как дизайнер-практик Билл разработал серии рекламных плакатов для швейцарских кондитерских фабрик, проектировал бытовые электроприборы, настенные часы для офисов, мебель; много занимался дизайном выставок.

Впервые применил в книжном оформлении модульную сетку.Макс Билл и его друзья-швейцарцы подняли упавший было штандарт “новой типографики ”. Они довели идеалы конструктивизма до предела, разработав самый безликий из гротесков, Гельветику. Они развили идею функциональности до инженерной точности, работая с одним-двумя кеглями одного шрифта в математически рассчитанной модульной сетке. В то время весь мир смотрел на материалистический дизайн швейцарского или “интернационального” стиля. После победы швейцарского дизайна оказалось, что прогрессу двигаться больше некуда.

МОХОЙ-НАДЬ Ласло  – венгерский скульптор, дизайнер, мастер фотоискусства. Испытал влияние К. С. Малевича, Л. М. Лисицкого, В конце 10-х – начале 20-х гг. выполнял графические листы в духе супрематизм (“На белом фоне”.) и абстрактные пространственные.

Он один из пионеров “новой типографики”, творчество которых оказало влияние на целых два поколения типографов. Значительна его роль не только как практика, разработавшего многочисленные издания – книги, плакаты, документацию Баухауза, но и как теоретика, обозначившего основные позиции функциональной типографики,