К вопросам

11.Шрифтовые гарнитуры Херберта Байера, Пауля Раннера, Яна Чихолда, Макса Мидингера, Адриана Фрутигера, Герба Любалина

Если говорить о текстуальной части сообщения, то для функциональной коммуникации разрабатывается Новая типографика, принципы которой осмысливают Ян Чихолд, Эмиль Рудер, Ласло Мохой-Надь, Макс Билл. Новая типографика включает в себя шрифты без засечек, akzidenz grotesk. Функциональными характеристиками шрифта считаются удобочитаемость), различимость заметность Это гарнитуры Bauhaus Йозефа Альберса (1923), Universal Херберта Байера (1925), Futura Пола Раннера (1927), Optima Германа Запфа (1952), Univers Адриана Фрутигера (1954), Helvetica Макса Мидингера (1957).

Шрифт Universal (1925) — точное воплощение идей Bauhaus – функциональность и простота. Первое, что бросается в глаза, — это отсутствие прописных букв. Байер считал бессмысленным использовать два алфавита в одном шрифте. Он также находил несуразным то, что для написания одного и того же звука должны применяться два знака: прописная и строчная буквы. Байер говорил, что шрифт, в котором нет прописных и строчных букв, должен облегчить работу всех, кто пишет и печатает. Он аргументировал это тем, что использование единого алфавита ускорит процесс набора текста, поскольку отпадет надобность в клавише Shift. Байер искренне верил в то, что такой шрифт поможет снизить стоимость коммерческой печати за счет экономии на бумаге. В основу литер шрифта Universal положены простейшие геометрические формы, подобно многим творениям, вышедшим из мастерских стиля Bauhaus. Байер, стремясь к максимальной облегченности, избавил шрифт от серифов (засечек). Однако появление этого шрифта не встретило энтузиазма масс: люди привыкли к использованию в печатном тексте прописных букв. Помимо всего прочего шрифт этот довольно тяжело воспринимается в наборном тексте и больше подходит для крупных заголовков.

Один из самых функциональных шрифтов типографики Helvetica изобрел Макс Мидингер. Он переработал стандартный рубленный шрифт, добавив ему элегантности. Этот нейтральный дизайн вошел как составляющая в международный швейцарский стиль и доминировал в разработках корпоративных стилей вплоть до 70-х годов:

Гарнитура Univers была создана Адрианом Фрутигером для фотонабора, который пришел на смену металлическому набору в печати. Когда в 1954 г. началось внедрение фотона­борной машины Lumitype на европейский рын­ок, перед Адрианом Фрутигером стояла задача перерисовать существующие классические шрифты для новой техники. Шрифтовые дизайнеры увлеклись поисками одного универсального шрифта, отвечающего всем необходимым требованиям.

Байер Герберт, Bayer Herbert (1900-1985) — австрийский графический дизайнер, художник, фотограф, скульптор. Являлся видным представителем художественного движения Bauhaus. Одним из самых значительных творений Байера по сей день считается знаменитый шрифт Universal. Этот шрифт — точное воплощение всех идей направления Bauhaus: функциональность, простота и никакого излишнего декора. Первое, что бросается в глаза, — это отсутствие прописных букв. В основу литер шрифта Universal положены простейшие геометрические формы, подобно многим творениям, вышедшим из мастерских стиля Bauhaus. Байер, стремясь к максимальной облегченности, избавил шрифт от серифов (засечек). Однако появление этого шрифта не встретило энтузиазма масс: люди привыкли к использованию в печатном тексте прописных букв.

Чихольд Ян – немецкий графический дизайнер, один из основателей швейцарского международного стиля. Чихольду принадлежит также много шрифтовых работ. Он разработал замечательный классический шрифт Sabon (назван по имени шрифтовика 16-го века Жака Сабона) для линотипа, Среди других его шрифтов можно назвать Stellar (1929), Transito, Saskia (1931), Radiant (1938). Ян Чихольд был одним из немногих людей, которые высказывались против собственных теорий относительно авангардисткого дизайна. Иногда Чихольд даже утверждал, что его “Новая типографика” была написана под влиянием нацистских идей! В 1928 году вышел в свет написанный им учебник «Новая типографика».

Макс Мидингер — швейцарский дизайнер шрифтов. В 1957, создал шрифт Гельветика — один из наиболее популярных шрифтов второй половины XX века.Будущий автор шрифта Helvetica Макс Мидингер  не стал художником, так как не смог переубедить отца, считавшего рисование бесполезным занятием. Вместо художественных классов Мидингер-младший осенью 1926 года оказывается в учениках наборщика Цюрихской типографии. Легионы дизайнеров используют Helvetica в качестве фирменного шрифта компаний. Макс Мидингер прожил 70 лет и на его счету, помимо Гельветики, еще 2 шрифта, Pro Arte и Horizontal.

Фрутигер Адриан– графический дизайнер, прославившийся созданием шрифтов. Чтобы шрифт не был слишком геометричным, Фрутигер избегает чрезмерно жестких форм знаков. Фрутигер говорит: «Размеренный ритм – самое главное для меня в Meridien. Он также сделал гротеск со слегка изогнутыми штрихами, названный Delta. Гарнитура Frutiger напоминает его другой шрифтовой проект Delta, воплотивший его внутренние представления о гуманистическом шрифте. Поэтому нет ничего удивительного, когда Фрутигер говорит: «Univers-это мой шедевр, но моим любимым шрифтом остается Frutiger».