К вопросам

14.Креатив польского плаката – Хенрик Томашевски, Роман Чеслевич, Франтишек Старовойски, Ян Совка и др.

Польская школа плаката – определение тенденции в искусстве плаката в Польше, относящееся к периоду с конца 1940-х годов до конца 1980-х годов. Характерной чертой польской школы плаката являлось применение упрощённых графических форм, краткость и выразительность, новаторское шрифтовое оформление. Пионером польской школы плаката считается Генрих Томашевский (1914-2005), который на Международной выставке киноплаката в Вене в 1948 году получил сразу пять первых призов за свои работы.

Процесс развития польского искусства плаката не был легким и гармоничным. В течение века эволюции подверглись условия, в которых возник плакат, способы его проектирования, печати, сменялись поколения художников и их творчество. Из анонса плакат преобразовался в картину, из обычной афиши – в произведение искусства. Не изменилась только основная идея – оперируя цветом, образом и словом, плакат эффективно привлекал внимание зрителя, а содержание передавал четко и конкретно.

Развитие плаката в Польше, как и в ряде других социалистических стран, например в Чехословакии, началось еще в довоенный период. После установления народной власти Польская объединенная рабочая партия уделяет плакату большое внимание. Было создано самое крупное в Польше издательство — ВАГ (Художественно-графическое издательство) — для выпуска политических плакатов. Обобщенные лаконичные символы, которые вызывают в памяти зрителя нужные ассоциации, локальный цвет, отличающийся силой и звучностью красок, несущий большую смысловую нагрузку, выразительный шрифт, связанный с общим образным решением плаката, — вот наиболее характерные черты их творчества, ставшие специфической особенностью польского послевоенного плаката. Одной из специфических черт польского плаката является умелое использование надписей. Лаконичные надписи, иногда состоящие из нескольких букв, и изображение взаимно дополняют друг друга. Польскому плакату присуще еще одно качество — он декоративен.

Ге́нрих Томаше́вский — польский художник-плакатист, пионер польской школы плаката. Его плакаты стали переломом в эстетике плаката. Вместо традиционных фотомонтажей кадров из фильма, Томашевский предложил экспрессивные, почти брутальные картины с чёткой типографикой. Успех этих плакатов стал началом польской школы плаката, которая на целые десятилетия задала высокий уровень этого искусства в Польше.

Чеслевич Роман– польский графический дизайнер и фотограф, работавший в Париже. Работал арт-директором журналов Еllе, Vogue, Opus Internatonal, рекламного агентства Mafia, сотрудничал с польскими журналами. Преподавал в школе графики ESAG в Париже. Делал плакаты и каталоги для Центра Жоржа Помпиду. Во Франции создавал плакаты к польским спектаклям «Дзядам» Мицкевича, «Портным» Виткевича и многим, другим. Занимался проектированием праздничного оформления городской среды в честь 200-летия Французской революции

Старовейски Франтишек (1930-2009) – польский графический           дизайнер, мастер плаката. Наделенный барочным воображением, Старовейски очень умело сочетает чувственную форму с интеллектуализмом сообщения, создает неожиданные эффекты и шокирующим сюрреалистические видения. Его искусство изысканно-декоративных эффектов использует множество уникальных метафор и индивидуальных систем знаков. Его изображения обладают чувственным очарованием женских фигур как у Рубенса. Насыщенное гротеском и юмором, его искусство сочетает реальное с буйным воображением. Каллиграфически четкие линии его рисунков впечатляют.