К вопросам

15.Навигация – пентаграммы и указатели. Гэрри Бек, Массимо Виньелли, Отл Айхер, Акопов и Аникст. Навигация в Интернет и понятие usability.

Навигация – это система карт, пиктограмм и указателей, помогающая человеку ориентироваться на местности, в городской или виртуальной среде. Указатели места и направления проектируются дизайнерами в комплексе, используя ясные, четко различимые шрифты. Пиктограммы – это знаки универсального языка, позволяющие преодолевать естественные языковые барьеры и ориентироваться в сфере услуг.

Карта лондонского метро Гэри Бека (1933). За прошедшее ХХ столетие лучшим изобретением дизайна Великобритании признана карта лондонского метро. Первая железнодорожная линия с паровой тягой вне уличных дорог была проложена в Лондоне в туннелях мелкого залегания в 1863 году. Строительство осуществляла компания «Метрополитен», давшая название всем подобным сооружениям. С 1868 года метрополитен действует в Нью-Йорке; затем открываются линии в Будапеште (1896), Вене (1898), Париже (1900), Москве (1923). Лондонский метрополитен является самым протяженным, московский – самым красивым. Англичане первыми ввели фирменный стиль и навигацию для метро, определив стандарты для метрополитенов других стран. Шрифт и фирменный стиль были разработаны Эриком Гилом в 1916 году. Однако главная проблема заключалась в том, что первые схемы линий метро были привязаны к топографии, они реально накладывались на план города. В начале 1930-х годов плотная застройка города не позволяла строить станции метро там, где планировалось, приходилось возводить на свободном месте. Проектная схема пришла в противоречие с топографией.  В 1933 году электрик Гэри Бек разработал независимую от топографии схему туннелей и станций, уподобив линии метро разноцветным проводам. Каждой ветке метро на схеме соответствует свой цвет, что позволяет быстро ориентироваться в направлении своего движения пассажиру. Эта же кодировка сохраняется в обозначениях на станциях пересадок и в цветных линиях на стенах переходов. Все направления движения были сведены к нескольким осям – вертикальной, горизонтальной и наклонной под углом 45°. Кольцо для удобства чтения карты превратилось в прямоугольник с закругленными краями. Течение «Темзы» теперь подчинялось не топологии, а схеме метро, позволяя ориентироваться в городе. Мосты – ориентиры направления. Все эти принципы послужили основой для строительства метро в Мадриде, а также для метрополитена в Москве.

Принцип проектирования карты – «чем проще – тем лучше». Основные параметры проектирования сформированы дизайнерами:

Джефри Корбин – детализированные карты местности не более 55 кв.м. Карта не единственный способ ориентирования в пространстве. Указатели и идентификационные знаки также должны быть скорректированы с картами.

Джоэл Кац – карта должна быть составлена в зависимости от способа взаимодействия с ней человека – человеческий фактор и отражение сути местности. Основной принцип «перевертыш» – при изучении карт люди стремятся привязать ее к местности, а не к «северу-югу». Карту надо составить так, чтобы она смотрелась корректно, с какой бы стороны на нее не смотрели. Карту привязывают к местонахождению человека, а не к географическим параметрам.

Система карт Массимо Виньели Вклад в навигацию на основе карт внес Массимо Виньелли. Дизайнер показал, что для адекватной ориентации в пространстве нужна система карт в зависимости от способа пользования ими потребителем. Это системная карта – маршруты с простым символическим языком, не содержащие географической информации. Географическая карта отображает топологическую информацию о местности вокруг станции; карта прилегающих к станции территорий с пространственными ориентирами и достопримечательностями; вербальные карты – линейной системы, содержащие информацию о следующих друг за другом станциях. Для адекватной ориентации в пространстве нужна система из 4-х видов карт

Удобство использования, Юзаби́лити (англ. usability — дословно «возможность использования», «способность быть использованным», «полезность») — понятие в микроэргономике, эргономическая характеристика[1] степени удобности предмета для применения пользователями при достижении определённых целей в некотором контексте