К вопросам

3. Плакат Belle Epoque (1890-1910) – Жюль Шере, Альфонс Муха, Теофил Штайлен, Леопольдо Мелитковиц

Art Nouveau (ар нуво) или стиль модерн или вырастает внутри движения Искусств и Ремесел под влиянием японизма. Стиль отличается цельностью и является глобальным, поскольку охватывает все стороны жизни и искусства. Стиль имеет две линии – арабески с обилием орнамента, цветов, животных, и – куба с пластическим языком, тяготеющим к простым геометрическим формам. Концентрируется на флористике, орнаменте, гибкости и упругости линии. Одушевляются фигуры, предметы и растения, превращаясь в пластические метафоры. Art Nouveau покоряет публику декадентскими плавными линиями, соблазнительными изгибами, петляющими спиралями, богатым орнаментом, особенно линией «удар бича». Название приходит из Парижа от магазина Самуэля Бинга La Maison de lArt Nouveau (Дом ар нуво, 1895). Этот стиль получает наименование –  moderne, Art Nouveau, fin de siècle во Франции и Бельгии, modern style, Glasgow Style в Англии и США, Liberty в Италии (по названию торговой империи Артура Либерти, 1843-1917), Jugendstil в Германии, Скандинавии, направление группы Secession в Австрии и Чехии, Nieuwe Kunst  в Голландии, Modernista в Испании,  Tiffany в США Style Sapin  в Швейцарии. Впервые стиль Модерн доминирует на выставке в Париже 1900 года. Стиль модерн господствует в искусстве рекламы «Прекрасной эпохи» (1890-1914) – это афиши Альфонса Мухи, Жюля Шере, Обри Бердсли и др. Классическим выражением синусоиды «удар бича» с арабеской цветов становится постер Хенри Ван де Вельде (1897). Предполагается, что рисунок на литографии изображает процесс отделения желтков от белков – компания Tropon, которая выпускала пищевые продукты.

Жюль Шере родился в семье печатника. В 1866 году открывает мастерскую печати и графики в Париже. Жюль Шере упростил технологический процесс цветной литографии, добившись возможности делать оттиски двумя различными красками с одного «камня». Кроме этого, Шере создал новый художественный стиль плакатного изображения, предтечу искусства модерн.

В афишах Альфонса Мухи ярко выражены арабески и субтильные женские образы с налетом меланхолии в окружении цветов. На афише спектакля «Жизмонда» (1894) почти в натуральную величину изображена исполнительница главной роли Сара  Бернар, вызвав в Париже ажиотаж. Используя собственную технологию выполнения цветных литографий Альфонс Муха создает множество рекламных афиш шампанского, мыла, сладостей, ликеров и других товаров для разных заказчиков. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие

 

La Femme Muchas. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах…