К вопросам

4. Art Deco в графическом дизайне – Кассандр, Жан Карлю, Шарль Люпо, Поль Колен

После кошмара Первой мировой войны состоятельная элита бросается на поиск удовольствий и развлечений. Стиль Art Deco (ар деко) рождается во Франции во время Чаплина, джаза и фокстрота, чарльстона и танго, время черных эбонитовых пластинок, первых патефонов и массовой фотографии, время первых автомобилей и скоростей, словом, в «дикие двадцатые». Зарождается под влиянием французской традиции и утверждается на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (1925). Стиль воспевает скорость, путешествия «века машин», роскошь с помощью ярких цветов и простых геометрических форм.

Нарядный стиль Art Deco является наследником Art Nouveau. Произведения этого стиля отличают декорирование и орнаментация. В нем элегантно варьируются классические мотивы, цитаты из истории культуры (египетской, африканской), экспрессивно-экзотические эффекты, а также модернистские эксперименты. Характерны экспрессивные зигзаги, динамические линии, круги, шести и восьмиугольники. В Америке изысканный декоративный стиль трансформируется в элегантный функционализм. Характерные для США роскошь, полет воображения, и стремление преодолеть рутину повседневности образуют своеобразный образ жизни – голливудский стиль или стиль звезд. Стиль распространяется в Германии, Англии и Италии, упрощаясь и принимая черты «Современного движения».            На протяжении 1920-х годов в декоративном искусстве и дизайне стиля Art Deco доминируют французы – в живопис Тамара де Лемпицка, в плакатной графике – Кассандр, Жан Карлю, Шарль Люпо, Поль Колен; в рисунках для тканей – Бенедикт, в модных журналах – Эрте.

Плакат  LIntrans Кассандра (Адольф Мурон) – стиль art deco в графическом дизайне. Плакат  LIntrans – «Непримиримый» создается Касандром по заказу  парижской газеты LIntransigeant (1925). Концепция плаката предполагает преобразование формы головы Марианны в визуальный символ голоса Франции. На творчество Кассандра влияет кубизм с его геометрией. Автор использует круг как центр композиции и как средство направления и концентрации внимания зрителя. Также на проект Кассандра влияет Sachplakat – предметный плакат, в котором выделяется главный объект внимания – предмет, устраняется какое-либо украшательство. В плакате «Непримиримый» название газеты сокращено до LIntrans, чтобы выделить символ Франции – образ Марианны. Формат плаката представляет собой золотое сечение, прямоугольник √2. Основание надписи LIntrans составляет диагональ с углом 45º. Линии телеграфных телеграфных проводов, между которыми 15º образуют модуль 45º, который повторяется также в углах носа и шеи. Плакат организован как поле, разделенное на 48 квадратных модулей – 6 х 8. Горизонтали, вертикали и диагонали – это основные линии проекта, являющиеся производными от квадрата. Сетка построена на основе квадрата, который прекрасно подходит для модульной структуры верстки, поскольку квадраты легко группируются в горизонтальные и вертикальные прямоугольники с отношением сторон  1:2, 1:3, 1:4 и т.д. Такая сетка наиболее подходит для книг и газет квадратного формата. Пропорции кругов уха и рта равны по диаметру, круги расположены по диагонали в 45º.

Строго по золотому сечению построен и плакат Кассандра «Вагон-бар».