К вопросам

6. Конструктивизм в графическом дизайне – Александр Родченко, бр.Стенберги, Людмила Попова, Варвара Степанова, Елена Семенова.

Конструктиви́зм-советский авангардистское ­­­­направлениев  в изобразительном и скусстве, архитектурефотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Конструктивизм складывается в условиях Пролеткульта и идей производственного искусства. Новая пролетарская культура строится на месте разрушенного элитарного искусства. Идея состоит в том, что художник уподобляется рабочему, которой не должен писать произведения для музея, а призван создавать новые функциональные вещи для народа. Основоположник конструктивизма Владимир Евграфович Татлин создает контррельефы, отвлеченные композиции на стыке скульптуры и живописи, а затем трехмерные композиции в пространстве. Первым проектом конструктивизма становится проект 4-метрового памятника III Интернационалу по заданию Наркомпроса (1920). Татлин как живописец, график, театральный художник-конструктор был членом объединений «Мир искусства», «Бубновый валет», «Союз молодежи», ИНХУКа, ЛЕФа. Он превратил живопись в пространственную скульптуру.

Концепция конструктивизма предполагает построение формы на основе структурных связей между абстрактными геометрическими элементами, изучение выразительности сочетания различных материалов. Конструктивизм стал проектным продолжением экспериментов русских кубофутуристов, которые искали динамичные формы и стремились за счет комбинации материалов создавать экономные и целесообразные конструкции (В.Татлин). Термин «конструктивизм» предлагают художники ИНХУК (1921) – А.Родченко, В.Степанова, А.Ганн, братья Стенберги и др, В.Степанова и А.Родченко призывают отказаться от декоративных объектов и начать производство предметов повседневного обихода, способных послужить на благо Советского государства . В 1922 году Эль Лисицкий организует выставку работ Малевича, Татлина, Родченко в Берлине, которые оказывают влияние на Bauhaus, дада, движение deStijl. От беспредметных композиций из геометрических форм художники переходят к объемным композициям из дерева, металла, стекла, проволоки, от изображения – к конструкции, от конструкции – к производству. Выделяются фотомонтажи и проекты агитационных установок для площадей и улиц – радиотрибун, фотостендов с элементами трансформации Густава Густавовича Клуциса.

Александр Родченко (1891-1956) становится основоположником современной фотографии, фотомонтажа и фотоколлажей. Впервые применяет фотомонтаж. Вместе с Маяковским Родченко создает ряд конструктивистских фотоплакатов

Проектирование промышленных изделий и транспортных средств произошло под влиянием мировых закономерностей –  вводились стандарты на комплектующие, внедрялись технологии штамповки и объемного формования. В начале 30-х годов использовалась характерное для функционализма и конструктивизма конструирование на основе геометрических форм, структурности, контрастных соотношений цветов и фактур. В основу архитектурной формы были положены принципы неоклассицизма.

Плакат Александра Родченко «Книги», созданный в 1924 году, является одним их характерных проявлений конструктивизма.