К вопросам

9. Теория гештальта и функционализм визуального проектирования

Gestalt – нем.: целостный образ, структура. Это понятие касается законов визуального восприятия и правильного построения графических изображений. Восприятие мира не является атомистическим, его основой является действие перцептивных сил,  стремящихся к обобщению стимулов. Изучение законов визуального восприятия проводилось немецкой школой психологии начала ХХ века – М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка, К.Левин. Наиболее систематическим изложением принципов стала книга В.Келера  «Гештальтпсихология»(1929). Большое влияние на художников и дизайнеров оказала книга Р.Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие». Принципы гештальтпсихологии являются основой построения визуального образа в графическом дизайне. Однако о законах гештальтпсихологии можно и не думать, поскольку это законы нашего восприятия.

Прежде всего, восприятие выделяет объект, различая фигуру и фон, то есть разделяет стимулы на объекты внимания и элементы заднего плана. Восприятие везде, где только можно стремится объединить стимулы в простые, узнаваемые шаблоны. Функционализм в графическом и предметном дизайне формулирует требование «проще – значит лучше». Близость (proximity)  и сходство (similarity)  – расположенные близко элементы воспринимаются как целостная форма, сходные по свойствам элементы (форма, цвет, величина) воспринимаются как связанная, единая группа. Практически – необходимое требование эргономики при проектировании кнопок и систем управления приборами, определяющее удобство использования инструментов. Закон прегнанности (law of prägnanz) – стремление интерпретировать неоднозначные образы как простые и завершенные. Отсюда и непрерывность (good continuation) – выравненные элементы воспринимаются как отдельная группа, поэтому хорошая линия та, которая поддерживает характер кривой, а не разветвляется или сгибается. На хорошей линии строится формообразование ар нуво, органического направления, стримлайна и биодизайна. Общая история (common fate) – элементы, которые двигаются в одном и том же направлении, воспринимаются как одна группа, и смыкание (closure) – везде, где только можно, набор индивидуальных элементов обобщается в простой шаблон. То, что восприятие стремится к простоте, используется международным швейцарским стилем для ясности сообщения и, напротив, усложнение образа используется швейцарским панком, новой волной и деконструктивизмом в графическом дизайне ради занимательности, если сообщение банально.

Формирование рационального сообщения начинает строиться как поиск «хорошей формы» на основе гештальтпсихологии. Хорошая форма (Die Gute Form) – простая и стабильная форма. Сбалансированные, цельные фигуры, как правило, запоминаются лучше, чем дезорганизованные, целое воспринимается лучше, чем его части. Для распознавания визуального образа это означает, что фотография воспринимается лучше, чем рисунок, слово лучше, чем входящие в него буквы, идентификация стимула легче, если он выступает как часть изображенного трехмерного объекта, замкнутая форма лучше, чем открытая. На этой основе формируется международный швейцарский стиль, который становится образцом языка функциональной коммуникации и доминирует в 1950-60-е годы. Принципы «хорошей формы» распространяются не только на плакатную и книжную графику, но и на графику промышленную, которая призвана обеспечивать понятность пользования прибором, ведь «каждая вещь должна разъяснять себя и быть легко понятой» (Д.Рамс). В качестве основы верстки «хорошей формы» газет и журналов принимается сетка, различные варианты которой разрабатывают Макс Билл, Ганс Рудольф Босхард, Йозеф Мюллер-Брокман, Вим Кроувел. Для проектирования плакатов сетку применяют Херберт Матер, Йозеф Мюллер-Брокман, Макс Билл, Руди Мейер и др.